Проект санитарно-защитной зоны. СЗЗ

Загрязнение воздуха

Санитарно-защитная зона — это специальная территория, которая обеспечивает снижения загрязнения атмосферного воздуха и уровня физического воздействия (шума) до допустимых значений для населенных мест. Установление санитарно-защитной зоны происходит на основании проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) - это научно обоснованная оценка влияния предприятия на компоненты окружающей среды. Проект состоит из теоретических расчетов воздействия на окружающую среду и лабораторного подтверждения выполненных исследований.

В санитарно-защитных зонах устанавливаются ограничения для осуществления градостроительной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительными нормами и правилами.

Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны определен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о 25.09.2007 г № 74).

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 определены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах этих зон.

Прекращение существования санитарно-защитной зоны возможно в случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектов накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта. Решение о прекращение санзоны принимается на основании лабораторных исследований атмосферного воздуха и физических факторов с учетом специфики производственной деятельности ликвидированного предприятий. Заявителем можем быть любое заинтересованное лицо.

Установление и изменение санитарно-защитной зоны возможно для действующих, строящихся и реконструируемых объектов. Заявителем может выступать не только собственник объекта, в отношении которого устанавливается санзона, но и физические и юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Санитарно-защитная зона ранее воспринималась предприятиями как обременение. В настоящее время санзона - это привилегия и при ненадлежащем внимании многие предприятия этой привилегии рискуют лишиться.

 

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

В соответствии с п. 1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (уровень химического загрязнения атмосферного воздуха более 1ПДК и уровень звука более 1 ПДУ).

При этом согласно п. 26 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), в случае перехода прав на объект, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, принятие нового решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны и внесение изменений в ранее принятые решения не требуются.

Согласно п. 2 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов II - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты II - V класса опасности.

Согласно п. 5 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

31.12.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 455-ФЗ, который изменил отдельные положения Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в сроки установления СЗЗ (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ). Согласно данному нормативному документу:

  • предприятиям и организациям, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, необходимо было до 01.10.2021 г. разработать проект и подать заявление в Роспотребнадзор;
  • ориентировочные, расчётные (предварительные) СЗЗ с 01.01.2022 г. прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Информация

Информация

об услуге


Необходима:
Предприятиям 1-5 класса опасности в соответствии с санитарной классификацией.
Контролирующий орган:
Роспотребнадзор.
Срок разработки:
От 1 месяца.
Стоимость:
От 70000 ₽
Ответственность:
КоАП РФ ст.6.3, 8.1 Штраф на юридических лиц – от 10 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 

Экологическое сопровождение предприятий

Мельковская Наталья Александровна

8 (831) 4-216-216 mail@eco-nn.ru Логотип Фото
603000 Россия Н.Новгород, ул. Белинского, д. 32, офис № 2
Как проехать
© 2003-2024 ООО «Экопромпроект». Все права защищены.