Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Согласно п. 2 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
  2. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Согласно п. 5 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях:

  1. Размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
  2. Размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

На основании п. 16.1 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ до 01.01. 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются:

  1. Представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона;
  2. Внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.

Требования об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории применяются с 01.012022 года на основании ч. 59 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ.

Субъекты

В соответствии с п. 1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (уровень химического загрязнения атмосферного воздуха более 1ПДК и уровень звука более 1 ПДУ).

При этом, согласно п. 26 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222), в случае перехода прав на объект, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, принятие нового решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны и внесение изменений в ранее принятые решения не требуются.

Срок предоставления

31.12.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 455-ФЗ, который изменил отдельные положения Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в сроки установления СЗЗ (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ). Согласно данному нормативному документу:

  • предприятиям и организациям, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, необходимо до 01.10.2021 г. разработать проект и подать заявление в Роспотребнадзор;
  • ориентировочные, расчётные (предварительные) СЗЗ с 01.01.2022 г. прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

СЗЗ необходимо внести в ЕГРН до 01.01.2025 г.

Нормативно-правовая база

  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222;
  • Федеральный Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  • Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха»;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Ответственность

КоАП, ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • На должностных лиц от 500 до 1 000 рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • На юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП, ст. 8.1. «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов». Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • На должностных лиц от 2 000 до 5 000 рублей;
  • На юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.

Дорожная карта по установлению СЗЗ

Вид работ Ответственное лицо Ориентировочный срок выполнения
Сбор предварительной информации для определения объема работ
а) экологическая документация, ранее разработанная для предприятия (отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и их источников/проект ПДВ/проектная документация на реконструкцию, новое строительство/ранее разработанный проект СЗЗ/заявка о постановке на учет объекта НВОС и пр.)
б) правоподтверждающие документы на недвижимое имущество;
в) описание производственной деятельности с указанием основных  характеристик
Заказчик До направления Исполнителю запроса на оказание услуг по разработке проекта СЗЗ
Проведение инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ, источников шума. Исполнитель при участии ответственного представителя со стороны Заказчика 1 месяц (либо иной срок в соответствии с условиями договора)
Сбор и предоставление исходных данных по результатам инвентаризации Заказчик на основании запроса Исполнителя 2 недели с момента получения соответствующего запроса
Получение справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Заказчик (при помощи Исполнителя) 1-1,5 месяца с момента направления запроса в Гидромет
Разработка проекта СЗЗ Исполнитель на основании исходных данных, предоставленных Заказчиком 30-45 рабочих дней с момента предоставления исходных данных в полном объеме (либо иной срок в соответствии с условиями договора)
Организация и проведение работ по оценке риска для здоровья населения в аккредитованной организации для объектов 1, 2 классов опасности (не требуется для животноводческих и птицеводческих предприятий) Исполнитель 1-2 месяца с момента разработки проекта СЗЗ
Получение экспертного заключения по проекту СЗЗ в аккредитованной организации Исполнитель 1-2 месяца с момента оплаты (либо иной срок в соответствии с условиями договора)
Получение санитарно-эпидемиологического заключения по проекту СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области Исполнитель 30 дней с момента регистрации заявления
Организация и проведение инструментальных замеров на границе СЗЗ (не требуется для проектируемых и реконструируемых предприятий) Заказчик по договору с аккредитованной лабораторией От 3 месяцев до 1 года в зависимости от наличия метеоусловий, необходимых для проведения замеров
Подготовка комплекта документов для подачи заявления об установлении СЗЗ Исполнитель 2 недели-1 месяц с момента предоставления Заказчиком полного комплекта протоколов инструментальных замеров
Получение Решения об установлении СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора  по Нижегородской области (для объектов 3, 4, 5 классов опасности) Исполнитель 15 рабочих дней с момента регистрации заявления
Получения Решения об установлении СЗЗ в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (для объектов  1, 2 классов опасности)   В настоящее время сроки, предусмотренные регламентом, не выдерживаются
Формирование xml-документа для внесения сведений о границах СЗЗ в ЕГРН Исполнитель 2 недели с момента получения Решения об установлении СЗЗ
Внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН Исполнитель от 15 рабочих дней с момента регистрации заявления, подготовленного Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области, в ФГБУ «ФКП Росреестра по Нижегородской области»

Чтобы приступить к разработке проекта санитарно-защитной зоны, или получить бесплатную консультацию эколога,
позвоните нам по телефонам:

(831) 4-216-216, 413-97-44


Информация

Семинар 30.11.2023
Проблемы и практика реализации требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства
Читать далее
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"
Читать далее
Семинар 26.04.2022
Проблемы и практика реализации требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства
Читать далее
Редакция от 27.12.2019 Постановленя Правительства РФ от 03.03.2017 N 255
Изменения в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
Читать далее
Новая форма № 2-ТП (воздух).
Срок сдачи - 22 января!
Приказ Федеральной службы государственной статистики № 661 от 08.11.2018 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха"
Читать далее
С 04.09.2018 г. действует новая редакция Правил взимания экологического сбора
Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" (ред. от 23.08.2018)
Читать далее
Постановление правительства РФ от 03.03.2017 N 255
"Об исчислении и взимании платы за НВОС" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за НВОС)
Читать далее
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС
Юридические лица и ндивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС.
Читать далее
Порядок организации деятельности по обращению с ТКО на территории НО
Постановление Правительства Нижегородской области N 21 "Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области"
Читать далее
Лицензирование в области обращения с отходами
Постановление Правительства РФ N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности"
Читать далее
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС
Постановление РФ N1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий"
Читать далее
Delta ПЛАТЕЖИ